ФСИН

Проект «Создание системы регулярного обучения медицинского персонала во ФСИН России» в рамках соглашения о сотрудничестве ФРЗ и ФСИН России

Сроки проведения: 2012-2019 гг.
Общий объём пожертвования: 45 млн руб.

Проект проведения обучающих мероприятий медицинского персонала ФСИН России учитывает основные задачи медицинской службы УИС по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа и основные направления работы на период с 2012 по 2019 годы:

  • Организация лечения ВИЧ-инфицированных осуждённых в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи;
  • Содействие в создании межведомственного взаимодействия по обследованию ВИЧ-инфицированных и проведению АРВ-терапии и лечения парентеральных вирусных гепатитов в местах лишения свободы;
  • Обеспечение качества лечения, подразумевающего программы приверженности и лабораторный контроль;
  • Выстраивание системы заказов и бесперебойных поставок антиретровирусных препаратов и диагностикумов;
  • Координация мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции и вирусным гепатитам в рамках приоритетного национального проекта.

В связи с этим представляется целесообразным в предлагаемом проекте:

  • Создать универсальную систему повышения уровня информированности медицинских специалистов системы ФСИН России;
  • Привлечь к обучению специалистов ФСИН экспертов в области ВИЧ и вирусных гепатитов регионального и федерального уровня;
  • Наладить конструктивное взаимодействие с профильными учреждениями по лечению ВИЧ-инфицированных пациентов в регионах (Центры по борьбе со СПИД);
  • Улучшить планирование и меры контроля заказа и расходования лекарственных препаратов и расходных материалов (лекарственный менеджмент).

Общая цель проекта – поддержка развития мероприятий, направленных на совершенствование организации предоставления антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированным лицам и лицам, страдающим вирусными гепатитами, содержащимся в местах лишения свободы. При этом важными компонентами будут обучение специалистов по вопросам лечения коинфекции, оппортунистических заболеваний, вирусных гепатитов и лекарственному менеджменту.

Подготовка специалистов в области ВИЧ/СПИДа базировалась на разработке системы подготовки специалистов — врачей и клинических консультантов — для обеспечения гарантированного качества процесса обучения.

За время реализации Проекта были проведены следующие обучающие мероприятия:

  • базовые тренинги по проведению ВААРТ для клинических консультантов с привлечением менее подготовленных специалистов из регионов для организации процесса дальнейшей коммуникации;
  • тренинги по лечению парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции для специалистов ФСИН для новых регионов-участников;
  • четырёхдневные тренинги для медицинского персонала уголовно-исполнительной системы по вопросам «Диагностика и лечение вторичных заболеваний у больных ВИЧ-инфекцией в условиях содержания их в учреждениях ФСИН. Лекарственный менеджмент ВИЧ-инфекции».

Всего обучающие мероприятия прошли более 300 врачей-инфекционистов.

Для каждого из проведённых тренингов был произведён отбор и обобщение имеющихся материалов, формирование базы данных нормативных документов, запись на CD-носители. Подбор имеющихся в Фонде учебных и просветительских материалов. Копирование презентаций лекторов. Все материалы на CD-носителях были вручены участникам тренингов.

Были разработаны и изданы следующие учебные модули:

  • «Предоставление специализированной медицинской помощи и ухода ЛЖВС в условиях содержания их в учреждениях ФСИН» и рабочая тетрадь для клинических консультантов для дальнейшей работы с курируемыми ими региональными медицинскими работниками системы ФСИН.
  • «Диагностика и лечение вторичных заболеваний у ВИЧ-инфицированных лиц в условиях содержания их в учреждениях ФСИН».

Всего закуплено и поставлено 30 компьютеров и программное обеспечение к ним.

Общие итоги Проекта:

  • повышение уровня информированности и компетенций медицинских специалистов ФСИН в области оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам;
  • унификация и приведение в соответствие стандартам РФ подходов к диагностике и терапии ВИЧ-инфицированных пациентов;
  • унификация процессов заказа, планирования и учёта лекарственных препаратов и диагностических средств, поступающих в учреждения ФСИН России;
  • всем участникам тренингов были вручены сертификаты ЦНИИЭП о прохождении курса лекций;
  • на основании проведённого анализа предоставлены рекомендации во ФСИН.

В рамках проекта «Создание системы регулярного обучения медицинского персонала во ФСИН России» Фонд «Российское здравоохранение» реализовывал компонент «Школа пациентов». Просветительские и консультационные занятия (Школа пациента) для больных ВИЧ-инфекцией проводились обученными в рамках проекта врачами-специалистами в стационарах, медчастях и лечебно-исправительных учреждениях ФСИН России.

Основной задачей являлось формирование комплекса знаний, навыков, которые способствовали максимально эффективному применению ВААРТ и других лечебно-профилактических мероприятий в целом, а также адаптации при освобождении.

Помимо убеждения больных в необходимости соблюдать режим лечения, специалисты выявляли поведенческие, семейные, профессиональные проблемы, связанные с социальной адаптацией больных, которые могут привести к отказу от лечения, — и своевременно информировать о них медперсонал и других сотрудников, имеющих отношение к лечению.

К проведению школ пациентов, по возможности, привлекались волонтёры из некоммерческих организаций, работающих в регионах по принципу «равный — равному», имеющих опыт работы с бывшими заключёнными. «Равные» консультанты рассказывали на своём примере и опыте о важности приверженности лечению, а также предлагали свои услуги вновь освобождающимся заключённым по их адаптации на свободе.

Для эффективного проведения занятий ежемесячно на каждую школу пациента в регионе приглашались не более 10-15 пациентов, включая лиц, относящихся к группе риска (наркопотребители, больные ТБ).

Особое внимание уделялось рассмотрению тем: ВИЧ-инфекция и жизнь с ВИЧ, ВААРТ, побочные эффекты, ВИЧ + туберкулёз, ВИЧ + гепатиты В и С, ВИЧ + наркозависимость, приверженность лечению, питание ВИЧ-положительным, беременность и ВИЧ-инфекция, дискордантные пары.

При проведении занятий использовались лекции, презентации, практические занятия, тренинги, ролевые игры, отрабатывались технические навыки.

В проекте было задействовано боле 15 следственных изоляторов, 33 исправительных учреждения и 11 лечебно-исправительных учреждений и больниц.

Ожидания клиентов «школы пациента»:

  • Удовлетворение потребности в доступной, полезной и практичной информации.
  • Освоение новых навыков в быту при ВИЧ-положительном статусе в условиях заключения, возможность применения их на практике.
  • Возможность общения друг с другом, используя современные способы профилактики.
  • Активный обмен личным опытом приема ВААРТ, приверженности, профилактики осложнений и побочных явлений.
  • В связи со спецификой проведения подобных мероприятий (освобождение, поступление новых лиц, текучка медицинского персонала) актуальной стала разработка методического руководства для медицинского персонала системы ФСИН для проведения Школ пациентов в местах лишения свободы на всей территории РФ.
  • Данное руководство посвящено описанию одной из моделей по организации и построению всесторонней помощи для людей, живущих с ВИЧ, — «Школы пациента» (ШП).
  • Работа «Школы пациента» основана на использовании доказавших на практике свою эффективность подходов третичной профилактики, направленных на повышение приверженности к лечению и социальную адаптацию ВИЧ-инфицированных пациентов.
  • В руководстве представлено описание модели и основные требования к организации работы «Школы пациента» для комплексного обслуживания пациентов с ВИЧ-инфекцией и повышения эффективности предоставляемых им услуг за счёт объединения усилий различных специалистов и служащих пенитенциарной системы. Оно призвано помочь организаторам «Школ пациента» на различных территориях определить, исходя из местной ситуации и ресурсов, перечень предоставляемых услуг и построить взаимодействие с гражданскими специализированными медицинскими службами. Руководство является результатом анализа и обобщения опыта деятельности организаций в различных регионах России, которые уже оказывают помощь людям, живущим с ВИЧ, исходя из концепции модели медико-социального сопровождения «Школа пациента».
  • Проект способствовал повышению уровня информированности ВИЧ-инфицированных осуждённых о ВИЧ-инфекции, о природе и способах профилактики этого заболевания, о важности приверженности лечению, формированию навыков ответственного отношения к себе и окружающим, мотивации на социальную адаптацию и укрепление здоровья.

Всего за время реализации проекта через «Школы пациента» проходило ежегодно более 3500 ЛЖВ.