GFATM

Программа «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД»

Соглашение с Глобальным фондом подписано 6 июня 2005 года.
Сумма гранта — 119, 9 миллионов долларов США.
Сроки реализации – 1 сентября 2005 – 30 августа 2010 года.
Срок продлён решением Правления Глобального фонда до 31 августа 2011 года.

Целью Программы является снижение заболеваемости и смертности, связанных с ВИЧ-инфекцией, путём повышения доступности профилактики ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в особенности для бедных и уязвимых слоёв населения.

Деятельность Программы направлена на выполнение шести основных задач:

  1. Повышение уровня выявляемости людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, которым необходимо лечение и поддержка, особенно среди уязвимых групп населения.
  2. Расширение доступности комплексной антиретровирусной терапии для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, особенно для уязвимых групп населения.
  3. Расширение паллиативной помощи и психосоциальной поддержки для людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и для их близких и родных, особенно среди уязвимых групп населения, включая сирот.
  4. Укрепление возможностей российской системы здравоохранения на федеральном и региональном уровнях по проведению эффективного лечения, ухода и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
  5. Создание благоприятных условий для реализации программ и предоставления услуг по лечению и поддержке уязвимых групп населения.
  6. Укрепление возможности проведения на национальном и региональном уровне мониторинга, контроля и практических исследований ключевых аспектов, касающихся лечения и поддержки, предоставляемых людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Мероприятия Программы реализуются как на федеральном, так и региональном уровне в тесном сотрудничестве с Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзором, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральным научно-методическим центром по борьбе со СПИДом (ФНМЦ), международными организациями и другими федеральными и региональными государственными и негосударственными организациями, работающими по данной тематике.

В настоящее время в Программе принимают участие 24 наиболее поражённых ВИЧ-инфекцией субъекта Российской Федерации, где проживает около 340 тыс. ВИЧ-инфицированных или 65 % всех официально зарегистрированных.

Основные итоги Программы:
  • Поставлено медикаментов, медицинского и немедицинского оборудования и расходных материалов на сумму более 78 млн долларов США.
  • Более 109 000 представителей наиболее уязвимых к ВИЧ-инфекции групп населения получили доступ к профилактическим услугам.
  • Около 49 800 человек, включая пациентов из числа лиц, находящихся в пенитенциарной системе, получили жизнесохраняющую терапию против ВИЧ/СПИДа (АРВ-терапию).
  • Среднегодовая стоимость курса терапии по препаратам 1-го ряда для одного пациента составила менее 1 200 долларов США (CIP Москва).
  • Получили комплексную медико-социальную и психологическую помощь в рамках программы развития паллиативной помощи при ВИЧ/СПИДе более 5,3 тыс. человек.
  • Проведены тренинги по вопросам консультирования и тестирования для 5 285 специалистов, включая сотрудников и работников ФСИН.
  • Созданы и функционируют информационные центры по работе с уязвимыми группами населения.
  • Оказана поддержка 16 проектам по оказанию психолого-социальной помощи для ВИЧ-инфицированных детей и сирот, более 670 детей получили помощь.
  • ФНМЦ в рамках Программы разработал и проводит оперативные исследования по мониторингу лечения ЛЖВ.

Программа «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулёзу»

Соглашение с Глобальным фондом подписано 4 октября 2005 года.
Сумма гранта – 88 миллионов долларов США.
Сроки реализации – 1 декабря 2005 – 30 ноября 2010 года.

Целью Программы является снижение заболеваемости и смертности от туберкулёза, уменьшение национального бремени от туберкулёза в Российской Федерации путем повышения уровня и качества оказания медицинской помощи населению с акцентом на малоимущие и социально уязвимые группы.

Деятельность Программы направлена на выполнение пяти основных задач:

  1. Повышение эффективности раннего выявления и лечения туберкулёза в гражданском секторе.
  2. Повышение эффективности выявления, качества диагностики и лечения больных МЛУ-туберкулёзом.
  3. Повышение эффективности раннего выявления и лечения туберкулёза в пенитенциарных учреждениях.
  4. Повышение потенциала и развитие партнёрства для борьбы с туберкулёзом.
  5. Развитие системы профилактики туберкулёза и оказания помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД на федеральном и региональном уровнях.

Программа реализуется в тесном сотрудничестве с федеральными НИИ и региональными лечебно-профилактическими учреждениями противотуберкулёзного профиля, министерствами здравоохранения, юстиции, внутренних дел, неправительственными организациями.

Программа осуществляется во всех регионах Российской Федерации и предусматривает поэтапную реализацию ее компонентов.

Основные итоги Программы:
  • Прошли обучение 13 797 специалистов и медицинских сестёр из региональных лечебных учреждений по основным направлениям оказания противотуберкулёзной помощи, ведению больных с сочетанной ТБ/ВИЧ-инфекцией и лабораторной диагностики туберкулёза.
  • Были разработаны и изданы более 82 000 экземпляров руководств, пособий, обучающих, информационных и санпросвет материалов для специалистов.
    Расходы по обучению и изданию новых руководств для специалистов, в т. ч. бюллетеней составили 3,4 млн долларов.
  • Произведена закупка и доставка в 171 лечебное учреждение (Минздравсоцразвития России и Минюста России) 228 автомобилей и наборов оргтехники, расходных материалов для центров культуральных исследований и центров микроскопии – 2 000 лабораторий МЗиСР и 61 лаборатории ФСИН, медицинской техники и мебели для 92 лечебных учреждений МЗиСР, 86 лечебно-исправительных учреждений ФСИН и 471 кабинета фтизиатра, с целью совершенствования мер инфекционного контроля, было проведено дооснащение 400 лечебных учреждений МЗиСР и Минюста наборами медицинской техники и расходных материалов на общую сумму 26,0 млн долларов.
  • Выполнены ремонтные работы в микробиологических лабораториях 46 лечебных учреждений МЗиСР и ФСИН России, созданы и оснащены для работы с пациентами ВИЧ/ТБ подразделения на базе 77 лечебных учреждений МЗиСР и 3 региональных СПИД-центров, проведены работы по реконструкции отделений для лечения пациентов, страдающих МЛУ-ТБ на базе 9 лечебных учреждений; созданы 5 обучающих центров для распространения положительного опыта программ по борьбе с туберкулёзом на базе Орловского, Томского противотуберкулёзных диспансеров, Центрального и Новосибирского НИИ туберкулёза РАМН, а также на базе УФСИН России по Томской области. Общий бюджет выполненных работ составил более 6,6 млн долларов.
  • В 80 регионах РФ осуществлялись программы формирования приверженности пациентов к лечению, в которые были вовлечены более 178 045 пациентов, больных ТБ. Расходы по программам соцподдержки составили 11,0 млн долларов.
  • Закуплены и поставляются в регионы противотуберкулёзные препараты для лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулёза на сумму 22,8 млн долларов. 6 549 пациентов с МЛУ-ТБ проходят лечение в 25 регионах РФ и 4-х федеральных НИИ туберкулёза.

Комплекс проведённых мероприятий позволил значительно укрепить материальную базу противотуберкулёзных учреждений и лабораторий, повысить и поддерживать на должном уровне квалификацию медицинского персонала, проводить непрерывный мониторинг и курационную деятельность со стороны федеральных НИИ туберкулёза, начать масштабную программу по лечению МЛУ-ТБ в соответствии с международными стандартами.

Консолидация усилий Программы 4 раунда и Федеральных противотуберкулёзных программ позволила добиться в течение последних 5-ти лет следующих результатов (по данным ФГУ ЦНИИОИЗ Минздрава):

  • снижение показателя заболеваемости туберкулёзом в 2009 г. на 2,9 % по сравнению с 2008 годом (85,1 на 100 тысяч населения в 2008 году, 82,6 на 100 тысяч населения в 2009 году);
  • повышение качества проведения бактериологических исследований на туберкулёз;
  • снижение процента прерывания лечения больными туберкулёзом легких с 10,0 % в 2008 году до 8,9 % в 2009 году;
  • снижение показателя смертности с 2008 года составило 7,8 % (17,9 на 100 тысяч населения в 2008 году), что может считаться главным индикатором повышения эффективности противотуберкулёзных мероприятий в России в последние годы.

Значение программ ГФАТМ в России:

1. Нацеленность на результат.

Реализация принципа ГФАТМ – «Финансирование в зависимости от результатов» — стимулирует общественные организации-получателей грантов добиваться максимальной эффективности программ. Результативный показатель позволяет осуществлять дальнейшую деятельность такой организации, обеспеченную доверием со стороны Донора.

2. Прозрачность и надёжность.

Формат контроля со стороны ГФАТМ гарантирует прозрачность деятельности общественных организаций, жёсткую отчётность на всех уровнях как внутри страны, так и на уровне зарубежных доноров, что обеспечивает дополнительную надёжность эффективной реализации программ.

3. Работа непосредственно с уязвимыми слоями населения.

Масштабные национальные проекты ориентированы на выполнение глобальных целей, достижение эпидемических показателей, при этом не выделяются определённые уязвимые слои населения. Общественная организация имеет доступ непосредственно в сообщества и среду социально неблагополучных и уязвимых слоёв населения. Таким образом, имеется возможность проводить профилактические мероприятия, привлечение к обследованию, разъяснительную и просветительскую работу. Общественные организации обладают широкой сетью контактов с подобными сообществами и объединениями, что позволяет максимально быстро охватить целевую группу участников ВИЧ-ориентированных и противотуберкулёзных программ.

4. Большая гибкость, учёт локальной специфики проблем.

В виду того, что общественные организации обычно проводят мероприятия программ в ограниченном числе регионов, они имеют возможность больше учитывать специфику каждого региона в отдельности. Это даёт возможность лучше и качественнее бороться с ВИЧ и туберкулёзом, решая наиболее насущные для каждого субъекта специфические проблемы: поставлять дефицитные препараты и оборудование, эффективнее использовать средства и т. д.

5. Большая оперативность.

В рамках Федеральных программ промежуток времени от даты проведения тендеров на закупку препаратов, оборудования, расходных материалов и т. п. до непосредственной доставки получателям занимает от 6 до 12 месяцев. Мероприятия и планирование в случае с программами ГФАТМ во много раз оперативнее. Так, например, в Программах 4 раунда Глобального фонда поставка препаратов осуществляется с соблюдением графика и не позволяет допускать перерывов в лечении, оснащение 200 противотуберкулёзных лечебных учреждений средствами инфекционного контроля заняло всего 3 месяца.

6. Обучение специалистов.

По программам ГФАТМ реализуется компонент по масштабным тренингам:

  • широкий охват целевой группы при проведении обучения медицинских специалистов;
  • возможность привлечения международных организаций, ведущих мировых специалистов по избранной тематике;
  • возможность распространять положительный международный опыт в сфере борьбы с инфекциями, обучение современным международным стандартам лечения ВИЧ и ТБ.

7. Обмен опытом, проведение исследований в новых областях борьбы с ВИЧ и ТБ.

Общественные организации обычно более открыты для привлечения международного опыта, что способствует более широкому и тесному сотрудничеству России с иностранными экспертами в области борьбы с ВИЧ и ТБ (обмен специалистами, технологиями). Программы ГФАТМ в России сегодня единственный источник финансирования практических исследований в области инфекционных заболеваний.

8. Программы, финансируемые ГФАТМ, имеют возможность дополнять национальные программы борьбы с ВИЧ и ТБ в наиболее критических компонентах